СФРАГИСТИКА (сигиллография; от греч. sphragis — печать), историческая дисциплина, изучающая печати. С древнейших времен печати служили для удостоверения документов. Судакский архив византийских свинцовых печатей конца VI – XI вв. относится к тому периоду истории города, для которого характерно почти полное отсутствие каких-либо данных письменных источников. В связи с этим сфрагистичес-кие памятники, входящие в этот комплекс, приобретают особое значение. Благодаря им стало известно о торговых связях Сугдеи с Константинополем уже в конце VII в., с Онори-адой, Пафлагонией, Опсикием в VIII в., с Понтом Полимониакским во второй половине IX в. Тесные контакты с Херсоном подтверждают многочисленные печати архонтов и стратигов этой фемы. К IX –XI вв. относятся печати гражданских чиновников центральной администрации высокого ранга, выполнявших функции министров финансов. Обнаружение этих печатей в Судаке свидетельствует о том, что в это время Сугдея была включена в экономическую жизнь Византийской империи. Были найдены печати администрации города: архиепископа Сугдеи Петра, вт. п. X в. и стратига Сугдеи Георгия, XI в. Печать второй половины VII – первой половины VIII вв., принадлежавшая Сисиннию, ипату; печать Георгия, вестраха, XI – XII вв.; Феодула, монаха, XI – XII вв. и др. В состав архива входит еще одна печать (сохранилась лишь половина), на лицевой стороне которой ясно видна поясная фигура императора Льва III. Аналогичные экземпляры позволяют дополнить композицию: Лев III и Константин V держат между собой длинный крест. Не полностью сохранившаяся легенда оборота восстанавливается следующим образом: “императорских коммеркий…вплоть до Полимония. Индикт 4”. Индикт показывает, что печать относится к 735/736. Судак-ский экземпляр – среди печатей коммеркиариев и коммеркий, где появляется топоним “Полемоний”. Наибольший интерес представляет фрагментированная печать Михаила, архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии, с изображением архангела Михаила в рост на лицевой стороне, конца XI – начала XII вв. Полный текст легенды содержит параллельный экземпляр из берлинской коллекции, изданный Н.Бенеску еще в 1941. Публикация берлинского моливдула вызвала жаркую дискуссию, которая не утихает до сих пор. Главная проблема, вокруг которой ведутся научные споры, заключается в том, кто был владельцем печати: византийский чиновник или черниговский князь Олег Ярославович, принявший при крещении имя Михаила. Обнаружение печати Михаила, архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии в Судаке показывает наличие тесных контактов между этими регионами и Сугдеей в конце XI в. и, возможно, усиливает позиции сторонников идеи о том, что в то время она уже являлась частью Византийской империи.