СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич (Спендиарян), (1871-1928), композитор, дирижер, народный артист Армянской ССР (1926). Создатель классических произведений армянской симфонической и оперной музыки. Впервые приезжал в Судак в 1899 со своей будущей женой Варварой Леонидовной Мазировой. Проживал на даче И. Айвазовского, где написал вокальный квартет “Птичка Божия”, первыми исполнителями которого были С. Брунс, Ф. Стевен, сестра композитора Лиза и будущая жена Варвара. В 1907 сочинил здесь “Концертный вальс”. Летом 1909 с семьей переехал в Судак, был построен дом на берегу, рядом с дачей Айвазовского (смотрите дача Айвазовского, см. дача Спендиарова). Летом 1911 С. сочинил на слова Горького мелодекламацию “Эдельвейс” и оркестровал написанную к пятидесятилетию со дня рождения А.П.Чехова мелодекламацию “Мы отдохнем” (в 1912 была удостоена премии им. Глинки). В Судаке начата опера “Ша-мирам”, в 1912 написаны вторая серия “Крымских эскизов”, героическая песня “По стопам героев”, “Концертный вальс”. В 1915 завершил в Судаке “Марш на казачьи темы”, второе крымское симфоническое произведение, “навеянное мягкими контурами судакских холмов, позвякиванием бубенчиков пасущихся стад и поэтическими обрядами крымских татар, сопровождаемыми близкими композитору с детства татарскими напевами”. После геноцида турецких армян в 1915 написал элегию “К Армении”. С 1917 по 1924 С. постоянно жил в Судаке. После выборов в советы в марте 1917 был назначен председателем просветительной комиссии. Весьма ответственно относился к своим обязанностям: создал народную гимназию, организовал хор с участием учителей, рабочих и старших учеников судакской начальной школы. Аранжировал для судакского хора революционные песни 1905. Участвовал с хором в первомайской демонстрации в 1917, после которой написал слова и музыку “Гимна Первого мая”. Своим энтузиазмом С. привлек проживавших в то время в Судаке артистов и любителей. “Он всех нас сгруппировал вокруг себя, – рассказывал участник спендиаровского кружка скрипач Л. Радугин. – Сначала у нас не было специального помещения. Но зимой 1918 в Судаке организовался Ревком, он состоял в большинстве своем из судакских рабочих, и нам предоставили зал ресторана реквизированной гостиницы. Здесь под руководством Александра Афанасьевича была построена сцена… Меня всегда удивляло, как мог он совмещать музыкальное творчество с интенсивной общественной деятельностью…”. В 1917-1923 С. создал в Судаке оперу “Алмаст”, которая стала вершиной творчества композитора. Софья Парнок, московская поэтесса, которая проживала в то время в Судаке у Герцык, написала к опере либретто. Основой для сюжета оперы послужила армянская легенда. Премьера оперы состоялась в 1930 в филиале Большого театра. В 1921 жизнь в Судаке была парализована голодом, голодали и Спендиаро-вы. В это время С. был приглашен в Симферополь на авторский концерт. Об этих событиях в 1959 написала Марине Спендиаровой артистка Фаина Раневская, которая в ту пору работала в симферопольском театре: “Помню Вашего чудесного отца, к памяти которого отношусь благоговейно… Он с большой нежностью рассказал о своих детях, о том, что в Судаке плохо с продовольствием, о том, что он приехал в Симферополь с целью устроить концерт, для того, чтобы на деньги сбора купить муки и крупы. Когда он все это говорил, у него был смущенный, даже виноватый вид… Концерт состоялся в нетопленом, плохо освещенном зале. Александр Афанасьевич был во фраке. Бледный, вдохновенный, он чудесно дирижировал такой же чудесной своей музыкой… Но зал был пуст… Я страдала за Спендиарова, который, к моему удивлению, явился после концерта очень довольный. “А знаете, дорогая, - сказал он, блаженно улыбаясь, - я очень доволен. Правда, сбора не было, но зато как играла первая скрипка, ах, молодец, первая скрипка!” И долго он еще расхваливал талант первой скрипки, а потом стал придумывать способ, как расплатиться с оркестрантами. Помнится, он попросил меня очень смущенно пойти с ним на рынок продавать часы с цепочкой для расплаты за концерт. Этого не понадобилось. Друзья исхлопотали все необходимое для его семьи, а музыканты отказались от компенсации. Встреча со Спендиаровым научила меня многому, а главное – научила понимать, что такое художник”. Гордый исхудавший гастролер привез домой пятипудовый мешок муки. На расспросы домочадцев с увлечением рассказывал только об игре оркестра. Ночью мешок с мукой был похищен. В тот же день С. вступил в ряды самоохраны, объявив войну грабителям. В 1924 С. с дочерьми переехал в Армению, а жена с сыновьями оставалась в судакском доме. В 1927 С. последний раз посетил Судак, в это время он работал над оркестровкой оперы. В ноябре получил приглашение из Москвы участвовать в концерте, в котором должны были демонстрироваться культурные достижения Армении. 7 мая 1928 С. скончался от крупозного воспаления легких в больнице Еревана. В память о жизни композитора в Судаке одна из улиц города названа его именем. См. также дача Спендиарова.