СКЛЕП (от польское sklep — свод, подвал), внутреннее помещение гробницы, обычно углубленное в землю или высеченное в скале. При раскопках городища IX — X вв. в Судакской крепости в многоярусных погребениях того же времени были обнаружены четыре типично византийских каменных склепа с коробовым сводом, где были похоронены, судя по поминальной надписи на штукатурке, знатные сугдейцы — христиане. Четыре склепа VIII — X вв. с внешней стороны Судакской крепости открывший их И.А. Баранов связал с погребенными, обряд захоронения которых нес иудейские и языческие черты. Эти черты свелись к использованию элементов кладки “в елку” при сооружении дромосов ( крытых коридоров, ведущих в погребальную комнату), к наличию в склепе №1 конского черепа, копыта и черепа барана, а в склепах №3 и №4 — остатков кострища поверх тех костяков, что лежали на полу погребальных камер. При этом все остальные черты явно указывали на погребение здесь христиан: крест с расширяющимися лучами, процарапанный по сырой штукатурке еще во время строительства, железный крест в склепе №1; обломок бронзовой поясной пряжки с рельефным крестом греческого типа; остатки греческой христианской надписи, скорее всего, погребального характера, процарапанной по сырой штукатурке, крюк в своде для подвешивания лампады, кованый железный крест на груди одного из погребенных в склепе №4. Прямоугольная погребальная камера, разм. 2,21 х 3 м, сложена на известковом растворе из блоков капсельского песчаника, ориентирована по оси СЮ и перекрыта коробовым сводом. К входу в южной стене, разм. 0,61 х 0,61м, примыкал дромос со ступенями, перекрытый в древности каменными плитами. В потолке имелся железный крюк для подвешивания лампады. Во время археологических исследований зафиксированы останки не менее 20 погребенных. Наиболее раннее погребение, ориентированное головой на запад, с которым можно связать строительство склепа, принадлежало мужчине 30-40 лет, на черепе которого имелось прижизненное повреждение, нанесенное острым орудием. Погребальный инвентарь, сопровождавший умершего, включал две золотые пуговицы, серебряную серьгу и железный нательный крест. И.А. Барановым была обнаружена фреска на восточной стене склепа №3 с изображением процветшего креста и христограммы. Под крестом надпись, которая при восстановлении в переводе гласит: “Аминь. Упокой, Господи, имярека”. Памятник следует датировать по археологическому контексту, однако ряд архаичных моментов (христог-рамма, ранневизантийская формула, форма букв) заставляет отнести его к нижнему рубежу комплекса, т.е. к VIII в.