СИНАКСАРЬ СУГДЕЙСКИЙ, греческая рукописная книга религиозного содержания, хранившаяся в средние века в одном из христианских монастырей Сугдеи. В середине XIX в. он был обнаружен на острове Хал-ка в Средиземном море, в наши дни хранится в одном из архивов Турции. В 1863 в “Записках Одесского общества истории и древностей” архимандритом Антонином было опубликовано содержание С.С. На протяжении многих десятилетий монахи делали на полях С.С. пометки о важных, с их точки зрения, событиях. С.С. является единственным источником, сообщающим о дате основания города. В заметке, датированной 1296, говорится: “Построена крепость Сугдея в 5720 [Всех же лет] от построения Сугдеи до сегодняшнего дня, т.е. до 6804 года, 1084”. Летоисчисление в Византии и на Руси в средние века велось от “сотворения мира”. 5720 год этого летоисчисления соответствует 212 н.э. Книга сохранилась не полностью, в ней 194 заметки. По описанию Антонина, “книга, на полях которой сделаны заметки, есть писанный на пергамине в 2 столбца тщательным почерком XII века Сборник кратких Житий (синаксарей) святых на целый год. От обыкновенных греческих синаксаристов он отличается тем, что на праздничные дни в ней указывается чтение апостолов и евангелий, и что в ней нет тех (неудачных) двустиший, которые в нынешних греческих синаксарях и минеях полагаются для чтения перед Житиями. Полагать надобно, что и самые Жития сего древнего сборника разнятся во многом от позднейших синаксарей и нашего Пролога. Книга разбита. В начале ее недостает многих тетрадей, в конце – нескольких листов. Нет месяцев сентября, октября и половины декабря”. В С.С. упоминаются многие православные храмы в округе Судака. Записи утверждают, что влияние православия на местное население было столь сильным, что многие поселившиеся в Сугдее татары стали христианами, начиная с 1258: “Параскева, татарская христианка”, “Иоанна, татарская христианка”. В С.С. упоминается о св. Василии, епископе Сурожском (память 9 января) и св. Савве, архиепископе Кавказском, скончавшемся в Суроже (память 2 апреля). Записи от 27 января 1223 сообщает о первых набегах монголо-татар на Сугдею: “В тот же день пришли первые татары”. В последующем набеги монголо-татар на Сугдею повторялись неоднократно, о чем сообщают записи от 26 декабря 1239: “В тот же день пришли татары”. Запись 1298 сообщает о нападении на Сугдею войск Ногая: “В тот же день пришло (Ногаево) войско”. Запись за 1322 сообщает: “В тот же день пришел Толактемир… и взял Сугдею без войны, и сняли колокола все, и сломали иконы и кресты, и затворили ворота, и была скорбь, каковой не было никогда”. Год спустя: “В тот же день закрыли безбожные агаряне божественную и священную икону Спаса нашего Иисуса Христа, (что) в царских воротах богоспасаемого города Сугдеи”. С.С., по оценкам историков, является единственной в своем роде хроникой истории города.