Судак энциклопедия. Достопримечательности, люди, история.

Илии Св. Пророка храм

ИЛИИ СВ. ПРОРОКА храм, православный храм в с. Солнечная Долина. Основан в IX –XII вв. В августе 1771 русские войска под командованием князя Долгорукова захватили Кафу, турки в отместку убили православного священника в Козах – отца Петра, после чего бежали. Верующие погребли тело убитого священника у входа в храм. Над его могилой положили гладкую каменную плиту, а рядом с ней установили скамью. Отец Петр почитался местными жителями как мученик и чудотворец и пользовался честью не только у христиан, но и мусульман, по всей видимости, потому, что убиению козского священника предшествовала другая трагедия, повлиявшая на это злодеяние. Еще до наступления русских войск на Кафу порабощенные турками ее жители написали бумагу, в которой указали, что в городе мусульман практически не осталось, а войско в лагере чрезвычайно мало. В письме они указали также, как лучше пробраться в “Богом данный” (с греческого Феодосия - Богом данная) город. К этому посланию, для достоверности, приложили свои печати несколько священников, после чего письмо отправили с гонцами к русским, в Перекопскую крепость. Дорогой гонцов перехватили турки, которым посланники во время допроса признались, что письмо им дал какой-то священнослужитель. Гонцов приказано было умертвить вместе с тремя священниками. При этих обстоятельствах погиб и козский священник Петр (этот случай отразился и в народных легендах. Смотрите Легенды Судака). На скамью около могилы приводили и приносили больных для исцеления. Под плитой на могиле всегда видели кусочки материй – перевязки с больных частей тела, которые оставляли прибегающие к помощи о.Петра больные. Кроме того, люди старались захватить с собой горсть земли с могилы о.Петра как священную реликвию, поэтому под плитой всегда была маленькая ямка. Главной реликвией Храма Св. Пророка Илии была древняя мраморная купель IV-V вв. (смотрите Византийская купель). После переселения из Крыма крымских греков в 1778 Х. охранялся одним почтенным семейством, а в конце XIX в. за Храмом смотрел некий Иван, который открывал Храм для всех желающих. В середине XIX в. на имя архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия поступило прошение от жителей многих крымских городов и селений с просьбой восстановить десять наиболее почитаемых в народе святых мест. На пятом месте в списках значился Храм. В 1781 его исследовал художник Д.Струков. В 1900 корреспондент симферопольской газеты “Салгир” видел в Храме старый иконостас и священные сосуды, а в Феодосийском музее древностей два креста, найденных в Храме. В 1901 Храм исследовал А.И.Маркевич и предоставил сведения о всех повреждениях. Вскоре начался ремонт Храма, который проводился Судакским церковно-приходским братством, под наблюдением А.Л.Бертье-Делагарда. О ремонте писал священник В.Томкевич: “Прежде всего был исправлен свод церкви, причем верхние плиты переложены, и все щели и трещины, через которые проходил свет внутрь здания, залиты известью и покрыты черепицею на глиняном с мелким навозом основании. Над апсидой, при соединении ее с прямоугольником крыши, поставили крест. Внутри свод и стены оштукатурили, побелили, а пол из каменных плит покрыли цементом, причем сделали в алтарной части возвышенную солею. Поставили новый иконостас с новыми иконами, писаными в древнегреческом стиле, и равно прибавили иконы по стенам. Снаружи сделана расщебенка стен, благодаря чему древний вид церкви сохранился. В двух саженях от входа в храм с южной стороны поставлена колокольня-звонница с четырьмя колоколами, из которых в большем пять пудов без четырех фунтов (около 70 кг). Вся гора, на которой стоит церковь с кладбищем, обнесена каменной оградой”. Руководил ремонтом подрядчик В.Попков, который любезно согласился произвести большинство работ в кредит. На это же согласился и иконописец С. Никулин. Зимой 1904 ремонт Свято-Ильинского храма был завершен, и его апсиду вновь украсил деревянный православный крест, который вскоре заменили золоченым крестом из железа. Жители с. Козы собрали 61 рубль, на которые приобрели три посеребренных подсвечника, кадило и кропило. Сарандаров пожертвовал аналойную икону св. пророка Илии и серебряный стручец для помазания елеем, а Н.А.Ревелиоти два, накладного серебра, подсвечника на Святой Престол. Житель Москвы Н.Первушин пожертвовал три колокола весом более 8 пудов. 18 июля 1904 Храм был освящен благочинным Феодосийского округа протоиереем Николаем Владимирским, в сослужении В.Томкевича и диакона Федора Судакова. В 1906 на могиле о.Петра был установлен железный крест-памятник с краткой надписью. В 1930-е священниками Храма были иеромонах Корнелий из братии Кизилташского монастыря, последнего священника звали о. Феодор. В 1939 Храм Св. Пророка Илии был закрыт, в алтаре установлен дизельный мотор для выработки электроэнергии. Однажды ночному дежурному дизеля в храме явился благообразный старец с длинной бородой, после чего дежурный наотрез отказался переступать порог Храма, и мотор был перенесен в будку, специально построенную за церковной оградой. В годы Великой Отечественной войны в Храме служили румынские православные полковые священники. После войны Храм пришел в запустение. В 1998, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря, в Солнечной Долине возродилась православная община. В Храме Св. Пророка Илии были произведены восстановительные работы. К престольному празднику 2000 в Симферополе была найдена и возвращена в Храм древняя мраморная купель. В 2001 была найдена могила иерея-мученика Петра, которая была разграблена в советское время. На ее месте вновь была установлена каменная плита в память об убиенном священнике.

 

Добавить комментарий