Подслушано Судак, Новости Судака


КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ В СУДАКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. Первое кораблекрушение, по сообщениям С.М. Зеленко, было обнаружено в 1999 при обследовании шельфа в районе п.Новый Свет в западной части Судакской бухты. Здесь был собран подъемный материал, позволяющий выделить две разновидности тарной керамики (относящейся к одному временному периоду), из которой состоял груз затонувшего корабля – амфоры и плоскодонные кувшины с ленточными ручками. Амфоры типа I имеют шаровидное тулово, покрытое волнообразным рельефом, невысокое горло с валикообразным венчиком. По раскопкам в бассейне Черного моря эти амфоры датируются второй половиной X- первой половиной XI вв. По существующей в настоящее время гипотезе, подтвержденной раскопками керамических печей в районе горы Ганос, место их производства на северном берегу Мраморного моря. Амфоры типа II – амфоры с корпусом грушевидной формы и венчиком “воротничкового типа”. Имеют сглаженную поверхность тулова. Дно округлое. На стенках и ручках этих амфор имеются граффити в виде греческого алфавита и геометрических знаков. На двух амфорах имеются клейма – одно на плече в виде незамкнутого овала, образованного широкой и неглубокой полосой, другое на горле в виде небольшого кружка. Два подобных клейма известны из находок в Измире и Серче Лимани. На стенках и ручках этих амфор имеются граффити в виде букв греческого алфавита и геометрических знаков. Под слоем песка сохранились амфоры, запечатанные пробками из сосновой коры. Этот тип амфор широко распространен в Средиземноморье и бассейне Черного моря. По существующей гипотезе, центр производства этих амфор находился в окрестностях Никеи. Кувшины-амфоры – сосуды с высоким горлом, стройным туловом и плоским дном. Чаще с одной ручкой. Внутренняя поверхность покрыта тонким блестящим слоем смолистого вещества. Предполагается, что они служили тарой для перевозки нефти, которая использовалась в быту для освещения и как лекарственное средство, а в военных целях для изготовления “греческого огня”. Предполагаемый центр производства - Таманский и Керченский полуостров, где находились нефтеносные районы, упоминаемые в исторических источниках: “Должно знать, что вне крепости Та-матарха имеются многочисленные источники, дающие нефть”, писал Константин Багрянородный. Второе кораблекрушение было обнаружено в 2000, при обследовании шельфа у м.Меганом в восточной части Судакской бухты. Подъемный материал с затонувшего у Меганома корабля подобен материалу кораблекрушения у п.Новый Свет. Средневековые железные якоря, обнаруженные в местах расположения амфор после этих двух кораблекрушений, использовались на судах в Черном и Средиземном морях. Нижняя дата появления якорей типа, обнаруженного в Новосветской бухте, V –VI вв. Аналогичные якоря обнаружены американскими подводными археологами в местах кораблекрушений в Средиземном море. Якорь, найденный у м.Меганом, исследователи относят к периоду VII –X вв. Но следует отметить, что аналогичные якоря обнаружены американскими и турецкими подводными археологами в Средиземном и Мраморном морях при исследовании нескольких кораблекрушений, по археологическому и нумизматическому материалу их датируют X – XI вв. Это позволяет предположить по типу якоря, что в Новосветской бухте произошло более раннее кораблекрушение, а именно – IX в., а у мыса Меганом – X-XI вв. Третье кораблекрушение было обнаружено в 1980-е в районе Судакской бухты. Трал рыболовного сейнера на глубине 50 м прошел по месту гибели корабля. На борт была поднята амфора, которая в настоящее время находится в частной коллекции в Крыму. Интерес представляет круглое клеймо с греческими буквами и графическая надпись под ним. Похожие клейма имеют амфоры этого типа из раскопок в Болгарии. Результаты подводных исследований являются еще одним свидетельством тесных торговых контактов Восточного Крыма в IX – XI вв. с внешним миром.



Рейтинг@Mail.ru