Судак энциклопедия. Достопримечательности, люди, история.

Византийский монастырь

ВИЗАНТИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ГОРЕ ПЕРЧЕМ, археологический памятник судакского средневековья. Возник около VIII в., покинут в XV в. в связи с турецким нашествием. Храм и монастырь - в 1,5 км к северо-западу от Уютного под южным склоном г. Перчем. Впервые объект был зафиксирован разведочными работами в 1926-28 экспедицией А. Фомина. В 1993-94 исследованы фундаменты основной части храма. Храм представлял собой довольно крупное для региона сооружение. Постройка двухапсидная; в западной части имеется обширный нартекс (входной зал). В строительных остатках прослежены следы перестройки, последовавшей вслед за пожаром, очевидно, уничтожившим почти до основания первоначальное сооружение.

Кладки первого строительного периода, сложенные на известковом растворе, обожжены до жёлто-розового цвета, за исключением основания апсид. При раскопках И.А. Баранова и В.В. Майко в 1993 рядом с входом в храм была обнаружена фреска на квадрате стены с живописной рамкой. Сохранился фрагмент надписи на фреске, при прочтении в переводе он гласит: “... воздвигнут от оснований храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами такого-то ...”. Речь в надписи, скорее всего, идет о возведении от основания храма (а, вероятно, и всего монастыря) в XIII-XIV вв. Также И.А. Барановым и В.В. Майко была обнаружена надпись на штукатурке, при прочтении в переводе гласящая: “Господи, помоги Захарии, пресвитеру и ... запечат...”.

Южная стена храма при перестройке была сложена из камней на глиняном растворе. Именно в южном нефе во время исследований 2000 В.Г.Тура были зафиксированы следы наиболее интенсивного пожара. В нём же прослежены два уровня полов из утрамбованной извести, нижний из которых также нес следы пожара. Южный неф, имевший отдельный каменный алтарь, использовался для погребения и заупокойных служб. Есть все основания отнести монастырь к обычному типу поздневизантийских монастырей, находившихся под патронатом частных лиц. Как правило, их территория или храм использовались для погребения членов семьи патрона, а братия проводила заупокойные службы у их могил. Предположительно, архитектурная форма строительства двухапсидных храмов сложилась под влиянием переселенцев-армян.

 

Добавить комментарий