Подслушано Судак, Новости Судака


ХРАМ С АРКАДОЙ, один из наиболее интересных средневековых памятников нефортификационного назначения, уцелевший на территории Судакской крепости. По предположению А. Бертье-Делагарда, здание начали строить турки-сельджуки в 20-е XIII в. в качестве мечети. Дюбуа де Монпере заключил, что здание построено в первой половине XIV в., когда в Судаке утвердились татары, принявшие при золотоордынском хане Узбеке мусульманскую религию. Здание кубической формы, перекрытое сферическим куполом. В южной стене находится молитвенная ниша – михраб. В северо-восточном углу был выход на не сохранившийся минарет. С востока – портик, окно и дверь которого облицованы резными украшениями, имеющими сельджукский характер. Здание неоднократно перестраивалось и служило представителям различных религиозных конфессий. Утвердившись в Солдайе, генуэзцы переделали недостроенную мечеть в католический храм. Стены внутри здания были оштукатурены и покрыты росписями с изображениями христианских святых. Над михрабом появилась латинская строительная надпись: “Во имя Христа аминь. 1373 года 4 января это здание велел построить господин Каталани. Христос, спаси”. Под надписью расположено два герба: слева – герб генуэзской Кафы, справа – герб рода Каталани. На наружной, южной стене здания надпись, датированная после 1373 (смотрите греческие надписи Сугдеи), при прочтении в переводе: “Иоанн”. Граффити на стене здания имеет явно памятный характер. Прочерчены они на известковой штукатурке, покрывающей внутреннюю стену входной сени. Штукатурка нанесена во время использования здания в качестве католического храма. Помимо граффити Иоанна, на штукатурке сохранились изображения гербов западноевропейского типа, крестов, греческих буквенных граффити и лигатур. Наличие греческих граффити на стене католического храма говорит о тесном соприкосновении представителей различных этно-конфессиональных групп населения города в период господства генуэзцев. После взятия Судака турками в 1475 католический храм снова стал мечетью. Эвлия Челеби называет ее Баязид Джами. После присоединения Крыма к России мечеть была освящена как православный храм св. Матфея, а в 1883 – как армяно-католический храм (закрыт в 1924). В настоящее время в здании расположен музей историко-архитектурного заповедника “Судакская крепость”. Несмотря на редкую для памятников этого круга сохранность, до настоящего момента нет единого мнения о времени его постройки и о первоначальной его принадлежности. Продолжаются научные исследования.



Рейтинг@Mail.ru