МЕГАНОМ ПОЛУОСТРОВ, (с греческого - мегас - большой и номос, номи - пастбище, выгон, корм), обширный полуостров с пустынным ландшафтом; его восточная гористая часть вдается в море, а западная более низкая, холмистая, с террасами и оврагами. Простирается от г. Алчак с Запада до устья р. Коз на Востоке.
По одной из версий, мыс Меганом поднялся из-под толщи воды последним и образовался первоначально как отдаленный остров, который сохранил свою обособленность и поныне. Существует мнение, что граница "страны" Тавров (ее прибрежная полоса) определяется именно от этого мыса. И когда-то дикие, пустынные, безводные края все же заселялись далекими племенами. Отсюда, одна из трактовок названия - "Большое поселение". На полуострове были найдены стоянки эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н.э., сохранились памятники культуры и быта тавров. До недавнего времени на склонах Меганома еще сохранялись внушительные развалины. Камень с них интенсивно разбирался на строительство деревни Токлук - современной Богатовки и до нашего времени городище не сохранилось. В средние века Меганом использовался в качестве карьера, откуда вывозился камень для строительства крепости в Судаке.
В 1927 г. в обрыве близ Меганома были обнаружены обжиговые печи с большим количеством фрагментов глиняной лощеной посуды ручной работы с резным и лепным орнаментом, заготовками архитектурных деталей.
Меганом издалека выглядит единым каменным массивом, на самом деле полуостров состоит из 4 отдельных мысов, разделенных глубокими долинами и ущельями.
Ближайший к Судаку мыс называется Рыбачьим, или Кильсе-Бурун (“церковный мыс”). Он открыт для свирепых восточных и северо-восточных ветров, поэтому здесь часто наблюдается волнение моря.
В урочище Ач-Кая можно полюбоваться на Столовые горы, которые со всех сторон обрамлены бедлендами - дурными землями.
Наиболее выдвинутый и самый высокий мыс - непосредственно Меганом, или Чобан-Басты («чабан» - «пастух»; «басты» - «наступил, нахлынул»). На мысу расположен маяк, сооруженный в 1895 году. На вершине установлены ветрогенераторы Судакской ВЭС. Многочисленные ряды их выглядят зрелищно, но судя по отвалившимся лопастям многих установок, малоэффективны.
Восточнее Чобан-Басты - в море выдается еще один мыс - Бугас (“проход”). Вблизи него горы разрезаны Бугасской долиной. Этот горный проход к морю знал еще палеолитический человек: тут обнаружен мустьерский наконечник копья.
Ближайший к Солнечной Долине мыс называется Толстым, справа от него расположена бухта Чалка, вытянутая в сторону потухшего вулкана Кара-Даг.
Когда видимость на побережье устанавливается максимальной, с довольно дальних сторон можно видеть, что из туманной дымки Меганом выплывает словно "Летучий голландец".
***
Но здесь душа моя вступает,
Как Персефона, в легкий круг,
И в царстве мертвых не бывает
Прелестных загорелых рук.
Зачем же лодке доверяем
Мы тяжесть урны гробовой
И праздник черных роз свершаем
Над аметистовой водой?
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом.
И черный парус возвратится
Оттуда после похорон!
Осип Мандельштам
В силу своей отдаленности и напускной мрачности Меганом всегда обладал притягательной силой для утонченных вдумчивых натур. Сколько литературных поколений, обвиняя его в равнодушии, холодности, "царстве мертвых", не могли преодолеть этой мистической силы.
Воспетый Волошиным и Мандельштамом Меганом стал поэтическим олицетворением Киммерии.
***
Мне, Париж, желанна и знакома
Власть забвенья, хмель твоей отравы.
А в душе - пустыня Меганома,
Зной, и камни, и сухие травы.
Максимилиан Волошин
Меганом всех привораживает особенным каким-то мистицизмом. Поддавшись его магнетическому влиянию, как-то ранней весной мы решили, не забираясь далеко, немного побродить по его откосам.
Добравшись к подножию, любуясь со стороны на самую западную его лапу, спускаемся к набережной.
По пути посетили развалины здания, по неподтвержденным данным, являющегося когда-то домиком рыбака. Похоже, что в летние дни его занимают неорганизованные туристы, каждый внося свой вклад в своеобразное благоустройство и упражняясь в нанесении настенных росписей, которые выглядят даже самобытно.
В небольшом ущелье остатки строения, похожего на средневековое.
По ходу нашего пути, наверху, в сыпучем грунте причудливых бедлендов - сквозное отверстие, промытое водой. Долго эта вновь народившаяся достопримечательность не продержится из-за сыпучести грунта. Вход в такие проемы крайне опасен.
Что наиболее показательно на том уровне подъема, так это причудливые алевролиты - то совершенно ровные, практически кубической формы образования, то собственно «Египетские пирамиды» в миниатюре.