ИКОНОБОРЧЕСТВО, социально-политическое и религиозное движение, направленное против иконопочитания, основываясь на ветхозаветных заповедях (“не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им” — Исход, 20, 4-5). И. использовалось провинциальной знатью в ее борьбе со столичной знатью (за полит. влияние), возглавлялось первыми императорами Исаврийской династии, которые одновременно с запретом иконопочитания конфисковывали церковное имущество. Народные массы под знаком И. вели борьбу против феодального гнета. Различают два периода иконоборчества. Первый (726-787) связан с религиозной политикой императоров Исаврийской династии Льва III (717-740) и Константина V (740-775), сводившейся к догматическому опровержению почитания икон и их массовому уничтожению. Был издан эдикт Льва III против почитания икон. Патриарха Германа, усматривающего в И. злейшую ересь, император вынудил отказаться от патриаршества. В 754 Константин V добился соборного осуждения иконопочитания, приведшего к падению авторитета и изоляции Константинопольской кафедры в христианском мире. Отказ от решений иконоборческого собора стал возможен лишь с изменением позиции власти. VII Вселенский (Второй Никейский) собор, созванный императрицей Ириной в 787, восстановил и догматически обосновал почитание икон. Возобновленное в 815-842 иконоборчество носило гораздо более поверхностный характер. Инициатором и наиболее решительным проводником его выступил император Лев V (813-820), чья иконоборческая политика была главным средством восстановления верховенства в решении церковных вопросов. Этой же политики придерживались императоры Аморий-ской династии Михаил II и Феофил; со смертью последнего в 842 иконоборчество лишилось поддержки власти, и в следующем году почитание икон было восстановлено (843). Борьба против иконоборчества породила значительное количество новомучеников, преимущественно монахов, оказывавших особенно упорное и последовательное сопротивление императорской политике. Их духовными лидерами были студийский игумен св. Феодор Студит и православные патриархи-иконопочитатели святые Тарасий и Никифор, занимавшие столичную кафедру в 784-815. В период И. пострадал за веру архиепископ Сугдеи Стефан Сурожский. Во время И. византийские монахи подвергались особым гонениям, им приходилось массово переселяться в более безопасные места. В одном только Константинополе опустело 120 монастырей, крупнейшие из которых прежде насчитывали до 1000 монахов. В.Г.Васильевский пишет: “Византия осиротела, как будто все монашество было уведено в плен. Одни отплыли по Евксинскому Понту, иные на остров Кипр, а другие в Старый Рим”. Среди переселенцев, попавших в Крым, были епископы, монахи, пресвитеры, а также мирские люди. Ими был основан ряд монастырей в Крыму, в том числе вокруг Сугдеи. Строились в основном мелкие обители, в которых проживало обычно от 4 до 10 чел. Они не обладали земельной собственностью и жили за счет ремесла, приношений и торговли святыми реликвиями. В одном из поучений Феодора Студита (нач. VIII в.) перечислены группы ремесленников, живущих в монастырях: каменщики, плотники, художники, переплетчики книг, кузнецы, гончары, медники. Монахам предоставлялось широкое поле проповеднической деятельности среди местного населения, что способствовало широкому распространению христианства в Крыму. Феодор Студит отмечал, что Таврика была убежищем не только ради телесной безопасности, но и для спасения живущих там людей, живущих во тьме и заблуждении. Учение в защиту почитания икон, легшее в основу канонов VII Вселенского собора в Никее, было разработано Иоанном Дамаскином, одним из наиболее прославленных отцов церкви.



Рейтинг@Mail.ru