КИЗИЛТАШСКИЙ МОНАСТЫРЬ, По преданию, именно здесь в VIII в. располагалась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского, отстаивавшего почитание святых икон перед императором-иконоборцем Львом Исавром. В урочище повсеместно наблюдались следы древностей. Одна из самых интересных находок Кизилташской долины – бронзовый сосуд X-XIV вв. в форме водолея (хранится в Крымском Республиканском Краеведческом Музее). В пещере с источником св. Стефана археологи исследовали остатки фундамента из дикого камня на известковом растворе - судя по форме, размерам и ориентации, постройка могла быть средневековым христианским храмом.
Интересное сообщение о Кизилташе оставил археолог О. Бадер в 1940 году: «По указанию пчеловода санатория Кизильташ т. Столярова было осмотрено так называемое «кладбище амазонок», находящееся на расстоянии около 2 км от санатория к западу. Памятник представляет собой сильно разрушенный могильник с остатками каменных ящиков на поверхности, расположенный на небольшой возвышенной площадке, между высоких, поросших лесом склонов. Каменные ящики сложены из грубых плит и почти все разрушены: у трех ящиков еще сохранились вертикально стоящие стены, но отсутствуют перекрытия; от других ящиков на поверхности сохранились только отдельные камни. О первоначальном числе каменных ящиков судить трудно. В юго-восточном конце могильника наблюдается большое скопление камней и остатки большой ямы, может быть, следы раскопок, производившихся здесь, по сведениям т. Столярова, еще в дореволюционное время приезжими из центра «с целью отыскания могилы царицы амазонок». Видимо, это были просто любительские раскопки».
В 1825 году в пещере с источником, который почитался местными жителями, татарин-пастух нашел икону Божией Матери и передал ее греческому купцу, а тот, в свою очередь - феодосийскому Протоирею Иосифу. Эта древняя икона в серебряной позолоченной ризе была перенесена в церковь святителя Стефана, после этого христиане стали посещать пещеру и служить в ней молебны. Здесь устраивались неофициальные богослужения в дни Успения Богоматери 15 августа и Св. Николая 9 мая.
В 1830 году возле источника поселилась болгарская подвижница Константина (в монашестве Параскева), которая вела аскетический образ жизни. Здесь, в полном одиночестве, в строгом посте и молитве она провела около восьми лет. С увеличением числа посетителей Константина нашла другое уединенное место – урочище Топлы, где впоследствии возник Топловский женский монастырь св. Параскевы.
В 1852 жители Феодосии и Судака подали прошение архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию с просьбой об учреждении в Кизилташе «молитвенного пристанища или киновии». В 1856 г. другой святитель Таврической земли, почитатель древних святынь архиепископ Иннокентий (Борисов), в то время управлявший епархией, возобновил Кизилташскую киновию. По его благословению в доме, сплетенном из прутьев, обмазанных глиной, два странствующих богомольца - монахи Андроник (бывший крепостной крестьянин Калужской губернии) и Пантелеймон (отставной вахмистр) устроили церковь в честь св. Стефана Сурожского.
Первые три года в монастыре настоятелем был иеромонах Арсений из братии Свято-Георгиевского монастыря на Фиоленте. В то время монастырь представлял собой небольшой ветхий домик и четыре землянки, покрытые черепицей, в которых проживало 11 человек. Земельные владения монастыря составляли 157 десятин, приобретенные на деньги, пожертвованные Иннокентием.
На смену отцу Арсению пришел игумен Парфений, который прослужил настоятелем с 1858 по 1866 годы. Это был самый яркий выдающийся наместник киновии. После гибели Парфения настоятелем монастыря стал игумен Николай, который управлял обителью больше 20 лет. К 1887 году в монастыре были построены две небольшие каменные церкви, крытые железом, напоминающие по архитектуре средневековые храмы. Летняя - с колокольней, не имевшая отопления была освящена в 1871 году в честь Успения Божьей Матери. Над царскими вратами в церкви была установлена икона Богоматери. Зимний храм был освящен в честь св. Стефана Сурожского. При нем размещалась ризница, келья для пономаря, с северной стороны были пристроены кельи для послушников, в монастыре построены каменный дом настоятеля, трапезная на 30 человек с кухней и просфорной, гостиница на шесть номеров, пять братских флигелей отдельными кельями, мастерская, хозяйственные помещения. На вершинах окрестных гор были установлены громадные кресты.
С каждым годом все увеличивалось число монахов и послушников, крепло хозяйство, облагораживалась территория монастыря, расширялись земельные угодья, был создан искусственный пруд, в котором разводились карпы.
После установления в Крыму советской власти все имущество было конфисковано, монастырь ликвидирован. На его месте одно время располагался санаторий, а после Великой Отечественной войны – войсковая часть и хранилище ядерного оружия. До 1990 г. урочище было засекреченным и закрытым для посещений. Сейчас Кизилташский монастырь восстанавливается. В храме проводятся богослужения. Организованы паломнические маршруты.