КАРАИМЫ, этнос, сформировавшийся в Крыму на основе потомков киммерийцев и тавров, воспринявших от поселившихся в Таврике евреев веру в Единого Всемогущего Бога, а также той части тюркских (гуннских, позже и хазарских) племен, которые тоже стали последователями этой религии. Все они на основе конфессиональной общности постепенно слились в единый народ “чтецов Торы”. А т.к. “читать”, “чтецы” по-древнееврейски “кара”, они назвали себя караимами. Термин, вначале обозначавший принадлежность к религии, со временем и по мере взаимной ассимиляции единоверцев различного происхождения становится именем формировавшегося народа, которыйрый под воздействием окружающих тюрко-языч-ных племен стал говорить на едином наречии, относящемся к кыпчакской подгруппе тюркских языков. В письме же К. используют еврейский алфавит. В период Крымского ханства К. проживали преимущественно в горах. Во главе общин стояли гохамы, управлявшие духовными и светскими делами. Ханы предоставили К. ряд льгот: освободили от налогов и торговых пошлин, дали право владения землей, приглашали на крупные гос. должности. Основным занятием К. были садоводство, виноградарство, ремесла и торговля, существовало отгонное скотоводство. Дома караимов имели два этажа с садиком внутри двора. Одна из комнат (“ода”) имела отдельный вход и предназначалась для девушек или новобрачных, в ней происходили и свадебные обряды. Особенностью домов К. явл. богатая деревянная отделка с тончайшей резьбой, однако пестрой роскоши не было. Пища отличалась обилием мясных блюд, пряностей, сладостей. Одежда мужчин состояла из синих шаровар, полосатого жилета, кафтана с короткими рукавами, надеваемого сверху черного халата, на ногах – белые чулки и полусапожки, на голове – ермолка и высокая белая суконная шапка с черным барашковым околышем. Обычной одеждой женщины было серое шерстяное платье с лифом и поясом с серебряными застежками, темный халат, белые чулки и башмаки, на голове – шапочка с позументом и надписью шелком: “Машмалла” (“Храни Господь”). Духовный и обществ. быт К. отличался патриархальностью, распоряжения главы семьи были законом. Вопросы брака детей решали родители, близкое родство не препятствовало браку. На Украине и в Литве К. оказались под давлением татар еще в XIV в. и в результате расселения Вел. князем Литовским, к-рый вывел их из Крыма в качестве пленников.