БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич (1891 – 1940), русский писатель. Первые драматургические опыты во Владикавказе: одноактная юмореска “Самооборона”, “Парижские коммунары”, драма “Братья Турбины” и “Сыновья муллы”. В голодной и холодной Москве 1921 Б. ищет профессиональную среду: пишет в “Гудке”, сотрудничает с берлинской редакцией “Накануне”, посещает творческие кружки, заводит литературные знакомства. В “Накануне” же выходят в свет “Необыкновенные приключения доктора” (1922) и “Записки на манжетах” (1922-23). В “Необыкновенных приключениях доктора” описания сменяющих друг друга властей и армий даны автором с нескрываемым чувством неприязни. Ценой предельной мобилизации душевных и физических сил (в Москве жилищный кризис, и писатель живет в комнате коммунальной квартиры, которую позже опишет в рассказах “Самогонный быт” и др., с грязью, пьяными дебошами и невозможностью уединения), одну за другой печатает две сатирические повести “Дьяволиаду” (1924) и “Роковые яйца” (1925), пишет “Собачье сердце” (1925). Рассказ о болевых точках современного дня выливается в фантастические формы. Не отпускает Б. и пережитое в годы гражданской войны. В 1925 в журнале “Россия” появляется первая часть “Белой гвардии”. Но вскоре журнал “Россия” закрылся, роман остался недопечатанным. Однако его герои продолжали тревожить сознание писателя. Б. начинает сочинять пьесу по мотивам “Белой гвардии”. Процесс этот описан на страницах поздних “Записок покойника” (1936-1937) в строчках о “волшебной коробочке”, распахивающейся вечерами в воображении писателя. Пьеса “Дни Турбиных”, написанная по следам “Белой гвардии”, становится “второй “Чайкой” МХАТа. Почти одновременно с “Днями Турбиных” написан трагифарс “Зойкина квартира” (1926). Затем последовал направленный против цензуры драматический памфлет “Багровый остров” (1927). Следующая пьеса Б. “Бег” (1928) на сцену уже не вышла. Если “Зойкина квартира” рассказывала о тех, кто остался в России, то “Бег” — о судьбах тех, кто ее покинул. 1929, год сталинского “великого перелома”, ломал судьбы не только крестьянству, но и любым еще сохранившимся в стране “единоличникам”. В это время со сцены были сняты все пьесы Б. В отчаянии 28 марта 1930 он направил письмо правительству, в котором говорилось о “глубоком скептицизме в отношении революционного процесса”. Его новая пьеса называлась “Кабала святош” (1929). В 1931 Б. закончена утопия “Адам и Ева”, в середине 1930-х написана драма “Последние дни”(1935), пьеса «О Пушкине без Пушкина», комедия “Иван Васильевич” (1934-36); утопия “Блаженство” (1934) о стерильном и зловещем будущем с железно распланированными желаниями людей; наконец, инсценировка сервантесовского “Дон-Кихота” (1938), превратившаяся под пером Б. в самостоятельную пьесу. “Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий”, — это слова Б. из письма к Сталину 30 мая 1931. И Б. продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман “Мастер и Маргарита”, принесший писателю посмертную мировую славу. “Батум” - последняя пьеса Булгакова (первоначально она носила название “Пастырь”). Особое место в жизни Б. принадлежит семье композитора А.А.Спендиарова. В начале 1927 Б. познакомился с дочерью музыканта М.Спендиаровой, которая впоследствии познакомила его со своим отцом. Б. и Любовь Евгеньевна Белосельская-Белозерская, ставшая второй женой писателя, у М.Спендиаровой совершенствовались во владении английским языком. Б. и А.А.Спендиаров сблизились, понравились друг другу. Это привело еще к одной поездке в Крым, и в частности, в Судак на дачу Спендиарова. “Лето. Жарко. Собрались на дачу к Спендиаровым, - пишет Л.Е.Белосельская-Белозерская - Двухэтажный обжитой дом на самом берегу моря, можно накинуть халат и бежать купаться. Наша комната темноватая и прохладная. Народу много – большая спендиаров-ская семья: мама (папа в отъезде), четыре дочки: Татьяна, Елена, Марина, Мария и два сына – Тася и Леся. Сюда же приехали двое Ляминых (ближайшие друзья М.А.Булгакова Н.Н.Лямин и его жена, художница Н.А.Ушакова – Авт.), и М.А., пробыв недолго, уехал обратно в Москву, пообещав вернуться за мной. За время его отсутствия мы с Лямиными успели побывать на горе Сокол, с которой чуть было не свалились, на Алчаке, в Генуэзской крепости, в Новом Свете…”. В Москве решался вопрос о постановке в Камерном театре “Багрового острова”, был заключен договор с МХАТом на пьесу “Рыцарь Серафимы”. Требовали личного присутствия и квартирные хлопоты (осенью 1927 Б. обретает, наконец, свою небольшую квартиру). После возвращения в Судак Б. пробыл на даче у Спендиаровых недолго. Из Судака они с женой отплыли на моторной лодке в Ялту.