Подслушано Судак, Новости Судака


БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). Основные сочинения: “Смысл творчества” (1916), “Миросозерцание Достоевского” (1923), “Философия свободного духа” (т. 1-2, 1927-28), “Русская идея” (1948), “Самопознание” (1949). Впервые приехал в Судак осенью 1909 к Герцыкам. 3 октября 1909 он пишет своей жене: “Приехал вчера в Судак в 6 утра. Здесь очень хорошо, гораздо лучше, чем в Ялте, дом Герцыков очень уютный, сама она милая и гостеприимная… Я все время ем виноград и веду религиозно-философские беседы с Евгенией Казимировной. Герцыки очень хорошо к нам относятся”. Осенью 1910 Б. приезжает в Судак уж вместе с женой, Л.Ю.Бердяевой. Здесь они общались с М.А.Волошиным, который нередко приходил в Судак из Коктебеля пешком. 6 сентября 1912 Б. снова пишет жене из Судака: “Был на именинах у графа Капнист. Сегодня читала свои стихи Аделаида Казимировна. Она сказала, что вскрылась земля и пробился источник свежей воды… Евгения Антоновна читала мне свою драму. Интересно, но все с сильным уклоном к Индии”. А в письме от 12 сентября 1912: “…только что вернулись из нашей любимой пустыни, где гора Меганом. Там чудесно, что-то очень древнее”. Последний раз Бердяев бывал в Судаке в 1916. Революционные годы — время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева, Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной. Однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу “Философия неравенства” (1923), в которой отвергал демократию и социализм как “принудительную добродетель и принудительное братство”. Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Дважды арестовывался и осенью 1922 был выслан из Советской России в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В 1924 эмигрировал во Францию, где издавал религиозно-философский журнал “Путь” (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.



Рейтинг@Mail.ru