ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич (1923-94), русский поэт. В лирике (сборник “Молодость”, 1963, “Гармония”, 1965, “Колокол”, 1989, “Мои шестидесятые”, 1990) нравственный максимализм, пафос жизнеутверждения сменяются углублением темы внутренней свободы личности, осознанием жертвенного пути и трагического одиночества поэта. Государственная премия СССР (1990). Неоднократно бывал в Крыму. Первый раз приехал в Судак с женой Лилией Семеновной Карась-Чичибабиной в 1974. Покоренный этим краем Чичибабин пишет:
Когда мы устанем от пыли
и прозы, Пожалуй, поедем в Судак. Какие огромные белые розы Там светят в садах. Деревня-жаровня.
А что там акаций! Каменья, маслины, осот… Кто станет от солнца степей
домогаться Надменных красот?… … …А все ж, отвергая житейскую
нехоть -такой уж я сроду чудак -
отвечу, как спросят:
“Куда нам поехать?” - “Езжайте в Судак”
Писал он и о крымских проблемах (“Крымские прогулки”, 1961), в частности, о проблемах крымских татар (“Судакская элегия”, 1982).
Настой на снах в пустынном
Судаке… Мне с той землей не быть
накоротке, Она любима, но не богоданна. Алчак-Кая, Солхат, Бахчисарай… Я понял там, чем стал
Господен рай После изгнанья Евы и Адама.
Как непристойно Крыму без татар. Шашлычных углей лакомый угар, Заросших кладбищ надписи резные, Облезлый ослик, движущий арбу, Верблюжесть гор с кустами на горбу И все кругом – такая не Россия. …
Который раз, не ведая, зачем, Я поднимался лесом на Перчем, Где прах мечей в скупые недра
вложен, Где с высоты Георгия монах Смотрел на горы в складках
и тенях, Что рисовал Максимильян
Волошин... …
Первая публикация этого стихотворения имеет свою историю. Журнал “Новый мир” в 1987 устроил полемику с Чичибабиным по поводу строчки “Как непристойно Крыму без татар”. Предлагались на замену слова “неприлично”, “неуютно” и пр. В ответ Чичибабин утверждал, что “непристойно” не просто его “личное слово”, но и единственно верное здесь. Тем не менее, в конечном итоге строка приобрела вид: “Я шел тропою горестей и кар”.