Подслушано Судак, Новости Судака


КРЫМСКИЕ АРМЯНЕ (армяне). С конца XI в. население Сугдеи стало увеличиваться вследствие иммиграции армян, которые бежали от гнета малоазийских турок, поработивших Армению. Первые армяне-беженцы – 20 тыс. человек - поселились в Сугдее и ее окрестностях. До XV в. происходило массовое переселение. В одной из армянских рукописей XVIII в. сказано: “В то время (в XIV в.) усилились мы и умножились и построили села и округа; князья и знатные люди, начиная от Карасубазара и Феодосии, горы и равнины заполнили церквами и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей и от страха перед гуннами крепостные стены в городе Феодосия”. Армянские монастыри в Крыму были истинными центрами армянской культуры. При них действовали школы, где известные ученые, риторы, философы преподавали родной язык и литературу, науки и искусства. В скрипториях писцы переписывали древние тексты и произведения современников. Об архитектуре древних армянских монастырей дает представление хорошо сохранившийся в лесах у Старого Крыма монастырь Сурб-Хач. Верующие совершали паломничества из Армении в Крым. Представители Эчмиадзина и духовные отцы из других мест постоянно посещали Крым для сбора пожертвований. Строились армянские храмы и монастыри и в Сугдее, где армяне проживали в большом количестве. В Синаксаре сказано, что армянские жители Сугдеи не являлись частными лицами, а имели свою церковь, составляя важное сообщество. Как пишет В.Микаелян, численность армянского населения была такова, что в латинских документах XV в. город и его округ именовались “Большой Арменией”. Это название встречается в грамоте римского папы Евгения IV от 18 августа 1432 епископу Солдайи Августину, где он пишет: “Достопочтенному брату Августину, Солдайскому епископу, в тех частях Большой Армении, где находится Солдайская церковь”. Часть армян заключила унию с римско-католической церковью. Армянские униторы-доминиканцы открыли в Кафе свой монастырь. Некоторые армяне принимали веру и других народов, рядом с которыми проживали, — православие и ислам. Шел естественный процесс переплетения разных народов, приводящий к взаимному обогащению и развитию. В конце XIX в. Крымские армяне являлись составной частью населения Судака. 14 июня 1944 были насильно депортированы с полуострова. С 1968 продолжают возвращаться в Крым. Сегодня они являются составной частью населения Крыма, в том числе Судака. В Судаке организовано Армянское общество.



Рейтинг@Mail.ru